Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15; станция метро «Кропоткинская) В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года и изгнания их из России в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря началось строительство Храма Христа Спасителя, которое закончилось в 1880 году. Торжественное открытие Храма с большой пышностью состоялось 26 мая 1883 года в присутствии императорской семьи и высоких иностранных гостей. На открытие были приглашены отдельно ветераны Отечественной войны 1812 года. Храм создавался по проекту архитектора К. А. Тона. Средства на сооружении Храма собирали по всей России. Все желающие присылали, кто сколько мог. Из казны была выделена огромная сумма – более 15 миллионов рублей. Первоначально Храм решили строить на Воробьёвых горах, и в 1813 году даже заложили фундамент. Планировалось нижней частью Храма сделать всю Воробьёву гору, в ней поместить усыпальницу всех погибших в войне с Наполеоном. Однако вначале архитектор А. Л. Витберг впал в немилость царя Николая I, а грунты Воробьёвой горы начали оседать, и строительство пришлось вовсе прекратить. Новое место (территория древнего Алексеевского монастыря) для Храма выбирал лично император Николай I. Грандиозный Храм строился в византийском стиле. Толщина стен Храма достигала 3 метров 20 сантиметров, его высота от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метра). В плане Храм имел форму равноконечного креста. В двойных стенах проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий Войны 1812 года и русских походов 1813-1814 годов. в хронологическом порядке. Фасады Храма со всех четырех сторон одинаковые по форме и были украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальными стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни, в которых висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн. Стены были выложены из кирпича и частично из белого камня; облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов, шокшинского кварцита и украинского лабрадорита. На позолоту глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 килограмма золота. Отделка и внутреннее убранство Храма Христа Спасителя была также грандиозной и отличалась необычайным богатством. Внутри Храма нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше стены были расписаны знаменитыми художниками: Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Тюриным, Седовым, Крамским, Семирадским и другими – всего 38 живописцами. Перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон – все были выполнены из бронзы с позолотой. В Храме был установлен необычный иконостас, не имевший аналогов и предшественников – он был храмоподобным – сделан в форме очень красивой восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой. Вокруг Храма Христа Спасителя была разбита площадь, сделана набережная до Большого Каменного моста, разбит сквер, а к Москве-реке протянулась широкая лестница, около которой была устроена «иордань» для торжественных церемоний водосвятия. В декабре 1931 года Храм-памятник воинской славы был варварски уничтожен. Первоначально на месте разрушенного Храма пытались возвести громаднейший Дворец Советов. Но дальше котлована и забитых свай дело не пошло. После окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов к постройке Дворца Советов так и не возвратились. Позднее вместо него построили огромный бассейн «Москва». В 1989 году было принято решение о восстановлении Храма Христа Спасителя в соответствии с прежним Храмом. Уже в декабре 2000 года все работы по строительству и отделке Храма были полностью завершены. После восстановления Храм Христа Спасителя стал кафедральным собором митрополита Московского, и главные праздничные службы проводятся в нем.